Дом, где всё покрыто сокровищами
Когда итальянский писатель Умберто Пасти и французский модельер Стефан Янсон, впервые посетили марокканский город Танжер около 40 лет назад, это было похоже на возвращение домой. Приехав в отпуск из Милана, они оставили позади светскую жизнь Марракеша, проехав более 540 километров на север на арендованном Renault 4. В конце концов, после неверного поворота они выехали к полю в нескольких километрах к югу от мавританских мединас Танжера, изобилующему дикими ирисами. Умберто Пасти был очарован этими цветами с детства, и вид бесконечных акров их пурпурных лепестков взбудоражил его. “Мы дома”, - сказал он в то время. Они были очарованы этой деревенской глубинкой и несколько недель спустя начали снимать помещение в парах минут езды от отеля в бывшем доме английского коллекционера произведений искусства Джима Эде, известном среди местных как Гора.
В течение следующих нескольких лет они часто возвращались в Танжер, останавливаясь в разных частях города, пока в 1991 году не обнаружили дом, выставленный на продажу по соседству от места их первоначальной аренды. Тебарек Аллах, названный в честь арабского выражения “хвала Господу”, представлял собой относительно скромную пару одноэтажных домов с побеленными фасадами из камня и цемента, которые Пасти и Янсон называют “павильонами”. Построенные между 40-ми и концом 60-х годов, дома отличался поблекшим великолепием, которое - наряду с садами площадью более 20 соток с грушевыми и айвовыми деревьями - сразу же покорило пару. Хотя поля и леса, окружавшие территорию в то время, с тех пор были поглощены разрастанием пригородов, Тебарек Аллах остался нетронутым. “Мы закрываем дверь и оказываемся на небесах”, - говорит Стефан Янсон.
Сначала пара использовала существующие павильоны, которые находились в разной степени аварийности, для размещения монументальной коллекции антиквариата Пасти. Они отреставрировали мавританское строение площадью 150 кв. метров с зубцами и башней, похожей на минарет, снесли гигантскую телевизионную антенну с его крыши и перекрасили белые стены в охристый, баклажановый и бирюзовый цвета. Затем переосмыслили соседнее здание, дом площадью 120 кв. метров.
Почти через десять лет после вступления во владение Тебарек Аллах пара начала сотрудничать с Лаурой Сартори Римини и Роберто Перегалли из миланской дизайнерской фирмы Studio Peregalli, известной созданием уютных жилых помещений, уходящих корнями в прошлое. В течение нескольких лет они ещё раз переосмыслили средний павильон, снесли стены, чтобы создать ощущение большого пространства. Теперь в здании есть кухня, уютная гостиная, обшитая панелями из восстановленного дерева и отделанная плиткой и килимами, просторная ванная комната и гостевая спальня с кроватью с балдахином.
Перегалли также убедил Пасти и Янсона, которые в 1999 году приобрели участок в 20 соток по соседству, пристроить третий павильон. Здесь ряд арок, вырезанных на фасаде, переходят в лоджию с выложенным плиткой шахматным полом, которая выходит в сад. Лоджия, в свою очередь, ведет в похожий на музей центральный салон с растениями, стены которого украшены текстилем и вышивками. В здании также есть спальня с зелёными стенами, которая служит одновременно кабинетом, простая кухня и гостевая спальня. Проект не обошелся без сложностей: участок необходимо было осушить и выровнять, чтобы освободить место для постройки, а также нового круглого каменного фонтана, ступенчатой дорожки и бассейна глубокого зелёного цвета. Но здание дало Пасти пространство для демонстрации большего количества его ценных вещей, включая итальянскую мебель XVIII века и картины, унаследованные им от отца, и пара теперь планирует открыть его для публики как дом-музей.
Пасти был одержим коллекционированием с детства. С 3-летнего возраста он собирал камешки, ракушки и старые жестяные игрушки, чтобы создавать то, что он называл “маленькими семьями”. Во время пребывания в Лондоне подростком он завязал дружбу на всю жизнь с влиятельным британским торговцем антиквариатом Кристофером Гиббсом, чьи эклектичные вкусы помогли расширить его собственные.
В Тебарек Аллах стены украшены не обоями, а декором, размещённым интуитивно. Соответственно, каждый сантиметр дома покрыт замысловатыми слоями и антиквариатом с базаров Танжера, а также произведениями искусства из отдаленных деревень и городков. Несколько стен покрыты огромными панелями в рамах из средневековой марокканской плитки сграффито. По всему дому можно найти антикварный текстиль, часто накинутый на деревянную мебель, изготовленную вручную и расписанную природными мотивами. Пасти увлечен этой часто упускаемой из виду ремесленной традицией, которую он считает одним из основных способов художественного самовыражения. Его обширная коллекция деревянных сокровищ включает сундуки для приданого невесты, маленькие столики, шкатулки для драгоценностей и зеркала - всё это украшено изящными изображениями флоры, в том числе ирисом, который впервые очаровал его много лет назад.
Необычность видения Пасти, которое распространяется и на сад, принесла ему прозвище “цветочный христианин” среди его соседей. Тем не менее, все его предметы, будь то расписная полка в берберском стиле или фрагмент римской фрески, по-своему драгоценны, и у каждого есть своя история, которая сама по себе является увлекательным примечанием к долгой и сложной истории Танжера.