Masseria Cardinale: дом, который спутал все планы
Когда Риккардо Приолизи и Джон Хукс отправились на поиски убежища от своей напряженной работы в Лондоне и Милане (оба тогда работали в сфере моды), они точно знали, чего хотят. По крайней мере, так они думали. “Это должен был быть крошечный домик у моря, где угодно на юге Италии, за исключением Сицилии, - объясняет Хукс, - потому что Риккардо, родившийся в Палермо, не хотел иметь дело с романтическими атрибутами и сложностями жизни на этом острове”. Но, спустя десять лет, пара в конечном итоге переезжает именно на Сицилию, чтобы взяться за циклопический проект: восстановить беспорядочные руины древнего сельского поселения, необычный образец народной архитектуры, и превратить его интерьеры в оду художникам и путешественникам, чей взгляд на классический мир вдохновил их на масштабные переосмысления.
Расположенная подобно орлиному гнезду на скалистом утесе примерно в 30 километрах от городка Ното на юго-востоке Сицилии, Masseria Cardinale выходит окнами на поросший лесом овраг с протекающей через него рекой. В его сердце, обширный квадратный внутренний двор, вымощенный камнями и окруженный зданиями со всех четырёх сторон, можно попасть через огромный портал, увенчанный обзорной башенкой.
Риккардо и Джон впервые посетили это место в 2015 году, когда отвлеклись от своих постоянных, хоть и бесплодных поисков дома у моря. К тому времени Masseria Cardinale почти 60 лет находилась в заброшенном состоянии. “Потолки рухнули, - вспоминает Риккардо, - и почти в каждой комнате из-под обломков росли деревья и кустарники”. Сначала эти двое отказались от идеи участвовать в проекте - даже думать об этом было чистым безумием. И всё же в этом месте было что-то такое, возможно, его удаленность или запустение, что будоражило их воображение. “Мы возвращались сюда снова и снова, - вспоминает Джон со смущенной улыбкой, - просто чтобы провести время, исследуя каждый уголок и трещинку”.
Прошло ещё два года, прежде чем пара отказалась от своей первоначальной идеи и уступила Masseria Cardinale. К тому времени Риккардо, который десятилетиями питал страсть к живописи и отделке интерьеров, разработал чёткое и детальное видение того, как превратить эти руины в дом, в котором будет достаточно места, чтобы принять своих многочисленных друзей. Бассейн, конечно, был необходим, потому что летом может быть жарко, а зимой - камины и центральное отопление.
В итоге они разбили огромный цитрусовый сад в огороженном пространстве и большую грядку для овощей, соорудили курятник и сделали розарий. Что касается собственных жилых помещений, то выбор пал на здание в дальнем конце двора, где раньше останавливался богатый землевладелец, построивший эту masseria, когда приезжал в гости. Его имя давно забыто, но о его статусе можно догадаться по довольно грандиозным архитектурным деталям, таким как оконные рамы в стиле барокко. Из задних комнат открывается головокружительный вид на ущелье.
Первое, что бросается в глаза, когда входишь в прихожую, небольшую комнату с высокими потолками и каменным полом из чёрных и белых треугольников, - это лицо, сияющее с тарелки Пикассо. Она висит в центре овальной ниши пастельно-голубого цвета и задает тон помещению. “И Джон, и я разделяем страсть к классической культуре, - объясняет Риккардо, - и к тому, как эта культура возрождалась снова и снова художниками, путешествующими в южную Европу за вдохновением”.
В библиотеке, обширном зале с выбеленными стенами, окруженном деревянными балконами и работами Энди Уорхола над каминной полкой, хранится коллекция греческой и латинской поэзии, а также тома, посвященные древнему искусству и архитектуре.
Бледно-зелёные стены утренней гостиной украшены работами XVIII века Георга Кристофа Килиана, немецкого гравера, который месяцами рисовал каждый предмет, найденный на месте археологических раскопок в Геркулануме.
Риккардо сделал ещё один шаг вперёд в своем увлечении, воспроизведя на стенах своей спальни буколические фигуры, написанные Кокто на вилле Санто-Соспир на Лазурном берегу – месте, которое он находит чрезвычайно запоминающимся. Вдохновленный результатом, он продолжил копировать фигуры, которые видел на рисунках Пикассо, а затем разместил изображения на стенах огромной гостиной с высокими потолками, которая когда-то была зернохранилищем. “Я отдал дань уважения этим художникам, адаптировав их полотна к пропорциям этих комнат и изменив пространственное соотношение между ними”.
Эти фрески являются одним из многих плодов, которые выросли в результате этого проекта, изменившего хозяевам жизнь. Другие плоды - вновь обретенное удовольствие от чтения у камина и долгие прогулки со своими разношёрстными беспородными собаками. Есть древняя итальянская пословица, которая описывает, как Будущему нравится сидеть на коленях у Юпитера. Другими словами, как выяснили Джон и Риккардо, планировать свой завтрашний день может быть забавно, но гораздо разумнее оставлять дверь открытой для больших сюрпризов.