Интерьер французского особняка Джона Гальяно
Райский уголок, в котором креативный директор Maison Margiela смешал все самое любимое: стиль маркизы де Помпадур, дары Востока, работы местных мастеров и моду.
«Я не пропускаю ни одного блошиного рынка, — рассказывает Джон, — Обожаю процесс охоты за сокровищами и сами находки». Гальяно дорожит своими находками с блошиного рынка, из антикварных лавочек, из путешествий, вещами с прошлым: «Они пропитаны историей, энергией и вызывают сильные эмоции. Когда эти эмоции рождаются - я могу творить».
В 2014 году Джон Гальяно пришел в Maison Margiela и направил свой творческий пыл на небывалые перемены. Потребовалось и новое пристанище недалеко от Парижа. Друг-антиквар предложил посмотреть дом в абсурдно-живописной деревушке Жерберуа на севере Франции, в Пикардии, с ее мощеными переулками, фахверковыми домами и розариями. «Время тут как будто остановилось, — говорит Джон. — Я почувствовал, что у этого места есть душа». А еще неподалёку знаменитые антикварные магазины в соседнем Руане.
Жерберуа славится садами, разбитыми на рубеже веков художником-постимпрессионистом Анри Ле Сиданэ на холмах вокруг разрушенного дома. Эти сады служили бесконечным источником вдохновения для его словно мерцающих пейзажей. Он даже запечатлил тот самый дом, который присмотрел Гальяно: особняк XVIII века, по мнению Джона, стал местом действия флоберовского романа «Мадам Бовари». Дизайнера поразил и дом, и окрестная красота, и местные легенды.
Дом был в ужасном состоянии и Гальяно развернул масштабную реставрацию, стремясь сохранить романтическую патину старины. Так, каждую плитку черепицы на крыше пронумеровали перед тем, как снять, и вернули на место после того, как укрепили фундамент и стены. Внутри устроили перепланировку, ориентируясь в первую очередь на вид из окна и на то, как падает свет в разное время суток. Так, вестибюлем к спальне служит главная ванная комната, уставленная антикварными флаконами из-под духов и венецианскими зеркалами с гравированными узорами.
Бывая в Лондоне, Гальяно всегда забегал полюбоваться антиквариатом и легендарными тканями Colefax & Fowler, выставленными в особняке XVIII века, который когда-то принадлежал владелице фабрики Нэнси Ланкастер и был штаб-квартирой компании. Именно там была знаменитая гостиная, которую Нэнси выкрасила в солнечный бунтарский желтый цвет. Гальяно был восхищен и комнатой, и кутюрными стандартами работы. Шторы для парижской квартиры дизайнер шил вместе с лондонскими декораторами. «Было здорово сотрудничать со специалистами, которые понимают, что такое кутюр и всегда выбирает самые интересные варианты».
Так, старинные килимы аккуратно пересобрали в лоскутную дорожку для лестницы, на стенах вдоль которой — яркие рисунки и фотографии. Антикварные марокканские свадебные покрывала, расшитые лиловой шелковой нитью, которая давно выцвела до малиново-розового, развешаны в розовой гостиной наверху — сквозь них рассеивается дневной свет. А благодаря янтарным стеклянным панелям в дверях между кухней и столовой участники вечернего чаепития утопают в медовых лучах.
В столовой широкие кресла с обивкой из гобелена эпохи Людовика XV и круглый стол соседствуют с портретами туканов и попугаев. Окна желтой гостиной покрывает серебристый и светло-желтый сатин в африканском стиле, который Гальяно разработал вместе с текстильной фабрикой Fortuny. Пологи и шторы в главной спальне сшиты из ситца в стиле маркизы де Помпадур, напоминающего сине-белую плитку азулежу, которая так восхитила Гальяно в португальских садах и домах. Он был настолько одержим этой плиткой, что попросил художницу Элоиз д’Арджан, работающую в жанре оптических иллюзий, создать панно из делфтской керамики — его можно увидеть на стене над камином в желтой гостиной. Благодаря бело-голубой плитке в комнате становится еще больше света, когда в камине горит огонь.
Поместье охраняет сторожка 1779 года, в ней когда-то жили монахи. Гальяно создал здесь пространство для гостей, мастерскую и библиотеку, где можно найти его любимые книги. Впрочем, первое издание романов Диккенса с картинками, которые вдохновляли его в детстве и во время учебы в Сент-Мартинс, где он готовился стать иллюстратором, дизайнер хранит на столике у кровати.
После того как пол мастерской, выложенный терракотовой плиткой tomette, был тщательно отреставрирован и покрыт старинными турецкими коврами, Гальяно нарисовал на стенах комнаты небольшие цветные пятна, чтобы определить, как они будут смотреться на свету. «Для проверки я всегда использую свечи, — рассказывает дизайнер. — При них цвет раскрывается во всей полноте. Я провожу много времени при свечах». В итоге он выбрал богатый терракотовый оттенок, который описывает как «глубокий вдох вечером».
Веками Пикардия славилась своими ремесленниками — плиточниками, стеклодувами и, конечно, ткачами гобеленов из городка Бове. Вдохновившись последними, Гальяно стал собирать на местных антикварных ярмарках старинные ткани, которые когда-то использовались как образцы для мастеров, а теперь смотрятся самостоятельными произведениями искусства. «Я живу и дышу тем, что делаю, — говорит Гальяно, — поэтому для меня как креативного директора Maison Margiela было естественно найти эти замечательные прототипы и переработать их, придать им новый смысл». Из обрезов дизайнер собрал похожий на мифический пейзаж коллаж, который теперь можно увидеть на одной из стен мастерской.
Главный дом тоже весь купается в свете и цвете. Наверху — розовая гостиная с бесчисленным множеством статуэток в старинных одеждах из рассыпающегося шелка («Я все обращаю в место культа», — признается Гальяно). Стены в гостиной на нижнем этаже окрашены в “цвет манго” — дизайнер объясняет, — это удивительный цвет, который магически работает при солнечном и закатном свете и сияет при свечах». Вокруг в изобилии расставлены плоды многолетнего собирательства Гальяно. Элегантно контрастируют друг с другом обитые ситцем с узорами из спелого граната и пионов кресла Джо Понти 1950‑х годов со скошенными ножками, яркие расшитые ковры, красный бархатный диван 1940‑х, кресло Людовика XV, обитое шелковым бархатом и итальянский шкафчик XVIII века с росписью — все это чарующе переносит комнату в постмодернистский XXI век и отражает все, что любит дизайнер.
А еще дом — своеобразный палимпсест, написанная на холсте старинного дома история всех тех мест, где побывал Гальяно. Среди них и знаменитые туры, в которые Гальяно когда-то ездил с командой своего бренда и Дома Christian Dior, у руля которого он стоял с 1996 по 2011 год, изменив философию марки. Путешествия в Индию, Японию и Китай. Теперь в желтой гостиной можно увидеть коллекцию изысканных индийских миниатюр XVII и XVIII веков, найденных в Раджастане. «У меня всегда были волшебные отношения с Индией», — говорит дизайнер.