Индийская роспись в интерьере
В Джайпуре, столице Раджастхана, в так называемом «Розовом городе», зародилась Раджпутская живопись или раджастханская миниатюра.
Основной формой раджпутской живописи является миниатюра, которая создавалась придворными художниками в мастерских при дворах раджпутских князей, как правило, на рукотворной бумаге или на плоских элементах деревянной мебели. Однако в Индии издревле существовала традиция не только миниатюрной живописи, но и росписи стен ритуальными картинами и орнаментами, носившими магико-охранительный характер. По большей части они похожи на увеличенные раджпутские миниатюры.
Бумажное производство в мусульманских странах было перенято у китайцев приблизительно в VIII веке н.э. Одним из лучших центров по производству бумаги был Самарканд. В Индии бумага делалась из бамбуковых, джутовых, шёлковых волокон и текстильной ветоши. Технология производства бумаги в Индии, в кустарных условиях, не могла быть чётко стандартизована, поэтому она была разного качества, её толщина и текстура бывали разной.
Художники использовали натуральные краски, которые делятся на две категории. Не требующие дополнительной обработки, такие как мел (белый), сурик (красный), охра (оттенки жёлтого), окислы и сульфаты меди (зелёный), ультрамарин и ляпис-лазурит (синий) – достаточно было их хорошо растереть и промыть в воде и пигмент был готов. К другой категории принадлежат краски, требовавшие химической обработки:
- свинцовые белила (путём вымачивания свинца в уксусной кислоте),
- угольный чёрный (добывался путём выжигания дерева),
- киноварь, которую готовили из ртути и серы,
- синий пигмент добывался из растения индиго,
- кармин, красный органический краситель, добывался из кошенили (особых насекомых) и т. д.
Технология создания миниатюры была такова. Бумага сначала разглаживалась каменным бруском. Затем кистью и чернилами наносился предварительный рисунок (обычно коричневой краской), который покрывался тонким слоем белил, чтобы закрепить и сделать его почти незаметным в готовой картине. После этого накладывались краски. Их наносили слоями, каждый из которых полировался и растирался (для этого миниатюру клали на гладкую поверхность изображением вниз и растирали бруском мягкого полировального камня).
При необходимости краски смешивали, добиваясь нужного оттенка. Для отделки миниатюр также широко использовалось золото и серебро. Для прочного закрепления краски на бумаге в неё добавляли разные растительные смолы (камеди) и млечные соки растений.
Источником вдохновения для раджпутских художников служила религиозная и светская литература. Очень часто использовались сюжеты из индийских пуран (собрания древних сказаний) –прославленных эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна».